Есть хорошие новости?:
Делитесь

Школьный театр

01 сентябрь 2013, Воскресенье
7 551
0
Всем известно, что главное в искусстве театраактёрская игра. Актёры играют на сцене, перевоплощаясь то в одних персонажей, то в других, пребывая в различных жизненных, а порой и в совершенно фантастических ситуациях. А что больше всего любят делать все дети на свете? Конечно же, играть. В «дочки-матери», в «доктора», в «войну», в «шпионов»… Поэтому дети так легко принимают правила игры самого условного вида искусстватеатра, где раскрашенный лист бумаги может легко заменить небо, а кусок лёгкой тканиморе и даже океан. Ведь самое главноеповерить в предлагаемые обстоятельства. А если в это по-настоящему поверит актёр, то поверит и зритель. Что, собственно, и происходит на спектаклях школьной театральной студии.
Я руковожу школьным театром более 11 лет. За эти годы было поставлено около тридцати спектаклей и театрализованных композиций, не считая различных юмористических миниатюр к школьным праздникам. Мои первые актёры давно уже закончили высшие учебные заведения, обзавелись семьями, детьми. Но всякий раз, когда я встречаю кого-то из них, я замечаю, как их лица озаряются светом, когда они вспоминают наши репетиции и спектакли.
Кстати, о репетициях. Зритель видит конечный продукт театрального процессаяркий, зрелищный спектакль. Но то, что предшествует премьере, так называемый, репетиционный процесс, порой бывает трудным и мучительным. Юные актёры бывают поначалу не совсем дисциплинированными. Кто-то забыл о репетиции, кто-то проспал, а кто-то, не выучив роль, решил просто прогулять, дабы не вызвать недовольство режиссёра. Но актёрский ансамбльэто не хоровой коллектив. Если не придут на репетицию хора трое-четверо певцов, то хор из двадцати человек всё равно может полноценно репетировать. В театресовсем не так. У каждогосвоя роль, взаимодействующая с партнёрами по сцене. И отсутствие хотя бы одного актёра приводит режиссёра в отчаяние: такую репетицию полноценной не назовёшь. Бывают трудности и другого порядка. Назовём их «муками творчества»: когда роль поначалу не получается, и актёр не может выполнить требования режиссёра. Вот тут бывают и обиды, и слёзы, и даже истерики. Но за всю свою режиссёрскую деятельность в детском театре, я могу припомнить один-два случая, когда я, скрепя сердце, поменял актёра или актрису. В подавляющем большинстве случаев юные актёры смогли преодолеть все трудности, заслужив восторженные аплодисменты и настоящий успех на премьере.
Хочется надеяться, что я многому научил своих актёров. Но ведь и я каждый день учусь у них. Ведь театрэто великая школа. А школьный театрэто школа в школе. Не только и не столько школа актёрского мастерства, выразительной пластики, сценической речи. Прежде всего, это школа общения и настоящей дружбы. А самое главное, это школа нравственности, как бы это пафосно ни звучало. Школа призвана давать знания. Этому посвящён труд школьных педагогов. Этому посвящены труды наших чиновников от образования, разрабатывающих всё новые и новые проекты, стандарты, системы и прочее. Получается, что школаэто знания, оценки, экзамены, аттестат. А где же личность ребёнка? Какой человечек выходит из школы? Есть ли у него чувство собственного достоинства, умеет ли он сострадать, мучиться угрызениями совести, есть ли у него представление о долге и чести, короче говоря, знает ли он «что такое хорошо и что такое плохо»? Всё это остаётся, как говорится, «за кадром». Уроки нравственности, изначально заложенные в преподавании такого школьного предмета, как литература, не работают. Их просто нет. Уровень преподавания литературы в наших школах, к несчастью, только отвращают детей от чтения. А ведь мы гордимся русской классической литературой, и гордимся по праву. Да что толку гордиться! Надо читать, прививать вкус к чтению, объяснять детям мотивы поступки героев и давать этим поступкам чёткую моральную оценку! А наши дети сидят на едином государственном экзамене, путая фамилии авторов с фамилиями их героев. У них, наших бедных детей, в головах всё смешалось, прямо как в известном доме известного романа Льва Толстого. Какие же это уроки нравственности? И как же тогда формировать личность, нравственно ориентированную и социально активную? Ответ у меня только один: воспитание сценической игрой, общением, свободомыслием, подробным разбором драматургических ситуаций с проецированием их на сегодняшнюю, реальную жизнь. Через игровые, зрелищные формык глубокому постижению наследия нашей великой литературы. Через сценические образы прививать такие базовые духовные ценности, как Совесть, Честь, Сострадание, Уважение к человеческой личности. «Если бы все люди в детстве читали добрые книжки, никогда не было бы войн». Это неточная цитата из нобелевской речи нашего гениального поэта будет актуальна всегда. Я позволю себе перефразировать её: если бы все люди в детстве играли на сцене Пушкина и Чехова, у нас никогда бы не было преступников.
За все эти годы мы вместе с ребятами поставили все самые известные сказки: от «Мухи-цокотухи» до «Русалочки». Мы ставили спектакли и на английском. Свой знаменитый монолог юный принц Гамлет произносил в оригинале. Мы ставили и «Барышню-крестьянку» Пушкина, и композицию по ранним рассказам Чехова. И это было замечательно! Великая литература, звучащая со сцены, уже не казалась школьникам чем-то скучным и архаичным. Искусство театра пробуждало в детях интерес к искусству литературы, к чтению. А это дорогого стоит.
Думая о своих юных актёрах, мне вспоминаются слова замечательного поэта Бориса Пастернака: «Талантединственная новость, которая всегда нова». Должен признаться, я испытывал подлинную радость, когда на сцене под моим руководством раскрывались яркие актёрские дарования, юные таланты, без которых не состоялись бы многие мои лучшие спектакли. И всё-таки главная моя радость в том, что мои актёры, да, хочется надеяться, и зрители, становятся нравственно выше, чище, духовно богаче, при соприкосновении с искусством театра.
Любите Театр так, как люблю его я, как любят его мои замечательные юные актёры!
Да здравствует Школьный Театр!
Обсудить

Читайте также:

Школьный юбилей
08 ноябрь 2008, Суббота
Школьный юбилей
Международный день театра
11 апрель 2012, Среда
Международный день театра
Вечный праздник непослушания
16 август 2013, Пятница
Вечный праздник непослушания
В Мозыре открылась новая школа
05 сентябрь 2012, Среда
В Мозыре открылась новая школа
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Партнеры